Владелец фарфоровой империи связал жизнь с Рогожской слободой
Кузнецовский фарфор ещё в конце XIX века стал национальным брендом России. В Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С.Кузнецова входили 18 заводов и фабрик. Дулёвский фарфор, гжельская керамика, чайные сервизы из Вербилок — эта известная и сегодня продукция выпускалась на заводах, принадлежавших промышленнику и меценату Матвею Кузнецову. Выходец из старообрядческой семьи, он много лет был председателем общины Рогожского кладбища — духовного центра старообрядчества. Об этом сообщает окружная газета «Юго-Восточный курьер».
Фарфоровые тарелки перестали быть диковинкой
Матвей Кузнецов чутко следил за вкусами разных сословий. Так, любимыми чашками у крестьян были «агашки» Дулёвского завода, расписанные крупными розами с широкими лепестками. Мастерицы наносили мазки кончиками пальцев. А горожане среднего достатка охотно покупали кузнецовские тарелки и чашки с изящными дамами и кавалерами, «в точности» как сервизы тончайшего фарфора в аристократических семействах. Одна из причин большого количества кузнецовских чашек и блюдец, дошедших до наших дней, было их массовое производство в конце XIX века. Товарищество Кузнецова буквально наводнило Россию, да и другие страны, недорогой, но очень качественной посудой. «Во многом заслугами семьи Кузнецовых фаянсовая и фарфоровая утварь перестала быть диковинкой, вошла в обиход среднестатис тической семьи», — отмечал историк Александр Соловцов.
Наладил выпуск фаянсовых иконостасов
Особенность товарищества была в том, что Матвей Кузнецов, приобретая фабрику с уже известной продукцией, сохранял её название, чтобы не потерять старых клиентов. И делал упор на техническое оснащение и развитие производства. Например, купив пришедшую в упадок фабрику Гарднера в подмосковных Вербилках, специализировавшуюся на дорогих чайных сервизах необычайной красоты и изящных статуэтках, он не стал менять её ассортимент. Наоборот, оговорил при покупке свои права на сохранение узнаваемого клейма Гарднера. Кстати, на фабриках товарищества, ставшего к концу XIX века практически монополистом, выпускали даже сантехнику: фаянсовые умывальники и ванны. На промышленные предприятия поставляли керамические изоляторы для электрооборудования. А самыми необычными и красивыми изделиями стали фаянсово-эмалевые иконостасы. Один из кузнецовских иконостасов до сих пор украшает русский православный храм в чешских Карловых Варах. Несколько фрагментов нежно-голубого с позолотой иконостаса фабрики Кузнецова сохранились в подмосковном Талдоме.
Защищал интересы всех производителей фарфора
За полвека Матвей Кузнецов создал обширное производство. Его посуда получила несколько Гран-при и золотых медалей на международных выставках в Париже и Риме, а сам он стал «Поставщиком Двора Его Императорского Величества». Для защиты всей фаянсово-фарфоровой промышленности России просил правительство повысить таможенные пошлины на ввозимый иностранный фарфор. Кузнецовы (в совет рогожской общины входили и четыре сына промышленника) жертвовали большие суммы на благотворительность. «Были учреждены стипендии имени Матвея Сидоровича для призреваемых в богадельне в размере 2 тысяч рублей в год, стипендия обучающимся в Старообрядческом институте Рогожского кладбища — 15 тысяч», — писал историк, специалист по старообрядчеству Глеб Чистяков. После 1917 года могилу и надгробие Матвея Кузнецова на Рогожском кладбище уничтожили. Несколько лет назад на предполагаемом месте его захоронения установили обелиск.