одной строкой

Николаю Брилингу, связанному жизнью с Лефортово, в этом году исполнится 140 лет

Ученый разработал первый отечественный дизельный двигатель

История. Фото: pixabay.com История. Фото: pixabay.com

В 1933 году в СССР был создан первый отечественный дизельный двигатель. Его разработчиком стал советский ученый Николай Брилинг. Он похоронен на Введенском кладбище в 1961 году.

В этом году отмечается 140 лет со дня его рождения. Когда Николай Брилинг учился в МВТУ, его дважды арестовывала царская «охранка» за распространение ленинской газеты «Искра».

Впоследствии ученый пострадал и от тех, за кого боролся: в 1931 году Брилинга посадили за антисоветскую деятельность по надуманному обвинению. В печально знаменитой «шарашке» особого технического бюро ОГПУ ученому поставили задачу создать надежный отечественный дизель.

В результате в ноябре 1933 года Ярославский автозавод выпустил два первых опытных образца «Коджу» — «Коба Джугашвили», в честь Сталина.

Для проверки работы нового дизеля организовали автопробег Ярославль

— Москва. Его участники докладывали: «Всю дорогу не было аварий с двигателем «Коджу». А из четырех иностранных дизелей три выбыли из строя».

Летом 1934 года состоялся международный дизельный конкурс. «Коджу» оказался единственным отечественным двигателем, выдержавшим все тесты.

Зарубежные компании выстроились в очередь на покупку русского дизеля. (ак)