Горячая линия для читателей
Издатель:

ООО «Издательский дом «Звездный бульвар» (117246, Москва, проезд Научный, дом 19, эт. 2, ком. 6Д, оф. 76)
Главный редактор издательского дома: Сорокин Ю.А.
Генеральный директор: Латышев А.И.
Первый заместитель главного редактора: Ильина Е.Ю.
Заместители главного редактора: Мироненко Ю.А., Невский Ю.И., Харо Е.Ю.


Телефон редакции: +7 (495) 681-00-86
Электронная почта:
e.Saratovtseva@zbulvar.ru
Главный редактор:

Саратовцева Евгения Владимировна


15 Сен 2022 в 10:00
Районная интернет-газета Лефортово ЮВАО Москвы

История автомобилей «Ситроен» началась на Юрьевской улице

Логотип компании «Ситроен» на шевронном колесе в Музее истории Лефортово / Фото: Денис Афанасьев

В 1912 году на Юрьевской улице открылся завод по производству шевронных колёс акционерного общества «Шестерня Цитроэнъ». Инициатором открытия такого производства стал французский промышленник Андре Ситроен — основатель всемирно известного автомобилестроительного гиганта. Об этом пишет «ЮВК«.

Шестерёнками Ситроена оснащали паровозы и пароходы

В 1912 году российско-французская компания начала производить шевронные колёса с особыми V-образными зубцами, дававшими очень прочное соединение. Промышленную окраину Москвы Лефортово выбрали из-за удобного расположения рядом с железнодорожной станцией Сортировочная. Как рассказали в Музее Москвы, основатели завода «Шестерня Цитроэнъ» выкупили Семёновский сталелитейный завод и переоборудовали его цеха.

Одним из первых крупных заказчиков был Коломенский машиностроительный завод. К началу ХХ века он выпускал 150 паровозов и 160 пассажирских вагонов. Большинство механизмов оснащали надёжными и прочными шестерёнками Ситроена. Собственно, поэтому талантливый инженер и состоятельный промышленник решил производить их в России. И выбрал Лефортово, от которого до Коломны было менее двух часов езды по железной дороге.

Французская деталь по российскому патенту

Форма косых зубьев шестерёнок Ситроена увековечена на логотипе французского автоконцерна. А история этого изобретения связана с Россией. В начале 1900-х юный Андре навещал своих родных в польском городе Лодзь — центре текстильной промышленности. И на задворках одной из фабрик обнаружил шестерёнки необычной формы. Ситроен немедленно запатентовал обычную на первый взгляд деталь. А так как Польша тогда входила в состав Российской империи, то предприимчивый француз стал обладателем российского свидетельства.

Шрапнель для российской армии

После революции завод Ситроена в Лефортове национализировали. Известно, что после 1917 года в цехах на Юрьевской улице изготавливали рессоры для знаменитых тачанок Будённого. По информации путеводителя Центрального архива Москвы, вплоть до 1960-х годов завод носил имя легендарного полководца.

Кстати, Ситроен внёс весомый вклад не только в транспортную отрасль дореволюционной России, но и в оборонную промышленность. Кроме крупного завода в Лефортове, с Россией его связала ещё одна «стройка века». В 1915 году, уже во время Первой мировой, Ситроен построил на Елисейских полях завод по производству шрапнельных снарядов для России.

С предложением о строительстве завода он обращался к российскому военному атташе Алексею Игнатьеву, который занимался размещением военных заказов во Франции. Беседу с Ситроеном Игнатьев описал в своих мемуарах.

«Это законтрактованная мною земля… — говорил ему промышленник. — Главная площадь занята огородами с цветной капустой, прикрытой по случаю зимнего времени стеклянными колпаками. Всё это находится в двух шагах от Эйфелевой башни и никем не используется».

Ситроен обещал построить на месте огородных грядок военный завод по последнему слову техники ровно за четыре месяца. И, получив аванс, в точности выполнил обещание.


Опрос
Для пенсионеров в районе Лефортово открылись новые активности в проекте «Московское долголетие». А вы участвуете в нем?
Загрузка ... Загрузка ...